Вадим Притуляк. Мой Дакар (пролог)

17 марта 2012
(5 голосов)
Author :

Этот материал открывает первый цикл "Выходные на Sport-Engine"©, в рамках которого мы в полном объеме опубликуем книгу "Мой Дакар" Вадима Притуляка - первого украинца, который покорил Дакар на мотоцикле.

Все люди и события,

описанные в этой книге, – реальны.

Я люблю горы. Альпы, Анды, Карпаты, Алатау – каждые неповторимо красивы. Именно в горах в свои 38 лет я впервые сел на мотоцикл класса эндуро.

Однажды во время гонки в горах марокканской Сахары, вдали от цивилизации и туристических маршрутов я увидел незабываемую картину.  Черные каменные лачуги ютились на крутых склонах таких же черных гор. Окруженная зелеными пальмами, по долине текла река с голубой-преголубой водой. В ней купались чернокожие детишки. Я остановился, буквально задохнувшись от ощущения первозданной гармонии. Секундная стрелка кричала: жми на газ! Но я, словно зачарованный, никак не мог отвести глаз от открывшейся картины. Наверное, ради таких мгновений и стоит жить.

Я продолжаю заниматься одним из самых опасных видов спорта, благодаря ему посетил различные континенты, жестокие и прекрасные пустыни и горы.

Я познакомился с отчаянными и бесстрашными людьми – простыми механиками и принцем, обычными водителями и владельцами крупных компаний… Всех нас объединило увлечение ралли-рейдами. И у каждого из нас есть мечта – пройти Дакар! Разнятся лишь задачи. У представителей заводских команд это борьба за пьедестал. У любителей вроде меня – добраться до финиша.

Бразильский мотогонщик-профессионал Жозе Хелио, с которым я выступал в одной команде на Центрально-Европейском ралли, как-то вечером после очередного этапа сказал:

– На Дакаре я ставлю перед собой несколько задач. Первая – остаться в живых. Вторая – финишировать без травм и переломов. И лишь третья – место в первой десятке!

Я же для себя лично определил четыре составляющих успеха в ралли-рейде. Это – физическая и техническая подготовка гонщика; надежность транспортного средства, качество его обслуживания механиками команды; умение пользоваться навигационными приборами, ориентироваться на местности. И - УДАЧА!

Иногда во время гонки я кричу во все горло от ощущения приближения к состоянию абсолютной свободы. Вокруг – пустыня. Ты – один на один с природой. И с Богом. Так много, как во время ралли, я никогда не обращался к Всевышнему. Я молюсь, прошу и благодарю Его, до, во время и после гонки. Мне нравится наше с Ним общение на спецучастках…

__________

Алексей Башкурин давно увлекается мотоциклами. А любовь к горам, возникшая еще в детстве на занятиях в горнолыжной секции, пересеклась с этим увлечением и переросла в довольно частые поездки в окрестности Алматы.

Однажды весной, устав уговаривать меня присоединиться к нему, он заявил:

- Я купил две «Ямахи»–эндуро. Одна из них – твоя. Мне одному ездить скучно.

После столь веских доводов мне ничего не оставалось, как приобрести всю экипировку во время ближайшей бизнес-поездки по Италии. И вот я уже постигаю азы внедорожного управления мотоциклом. Первые уроки даются легко: сказываются навыки, полученные еще в детстве.

В девять лет я уже самостоятельно управлял отцовским огромным и тяжелым, черного цвета «Днепром» К-750 с очень удобной, как мне тогда казалось, люлькой. А на одиннадцатилетие папа подарил мне последней модели мопед «Верховина-6». И все лето мне было чем заниматься. Я  катался с соседскими мальчишками, у которых также были новые и не очень мопеды, а вечерами мы ремонтировали свою технику.  Карбюратор, поршень, компрессия – вот те слова, которые прочно вошли в наш детский лексикон.

Разумеется, наши упражнения не обходились без травм. Отец был с мамой в разводе, и понятно, что виновником всех моих неприятностей мама считала именно его. Как-то раз она встретилась с отцом в городской больнице в то время, когда я лежал на операционном столе после очередного неудачного падения. Затем мы втроем шли в сумерках через городской парк домой. И я, аккуратно ступая по тропинке, каждый изгиб которой был мне знаком, думал, что было бы очень хорошо, если бы отец остался дома, а моя перевязанная бинтом буйна голова послужила бы поводом к примирению родителей. Но гордость, не позволяющая простить и сделать шаг навстречу, взяла верх. Сухо попрощавшись, отец ушел в другую жизнь, где с каждым днем он все меньше и меньше будет думать о былой любви и о нас, двоих сыновьях, которым всю жизнь будет так его недоставать…

После первой пробы сил в горах я понимаю: вот что мне было нужно! Именно то, что заставляет думать только о происходящем в данный момент, отбрасывая груз житейских забот хотя бы на то время, пока ты сидишь в седле.

Экстрим – это лучший антидепрессант. Хочешь отрешиться от проблем – заводи двигатель, и через мгновение ты попадаешь, а точнее, въезжаешь в другой мир. Словно после серой комнаты, где все знакомо до мелочей и привычно до скуки, ты оказываешься в огромном зале с простой, но приятной обстановкой, с множеством потайных дверей, открывая которые ты ощущаешь прилив доселе неизведанных тебе ощущений.

Вылазки в горы на мотоцикле мы называли «колбаснёй», потому что каждый раз  они сопровождались неожиданными приключениями. Мы забирались на голые скалы, скреблись по заросшим кустарником горным хребтам, скользили вниз по мокрой траве. Падали, перелетали через руль, натыкались  на невидимые в траве камни. С ног до головы измазанные грязью, вытаскивали друг друга и своих стальных коней из коварных «капканов», которых полно на горных трассах. Но всегда оставались довольны бурно проведенными выходными. А в обычных разговорах о делах, женщинах или футболе мы обязательно находили место нашему общему увлечению.

– Нужно заказать баки побольше. В эти выходные поедем в Кайсаровское ущелье, выйдем на Бутаковке, через Турксиб вернемся домой, – по-военному четко изложил свой план Леха.

– А через горы на Иссык-Куль когда поедем? – спросил я, вспомнив рассказы «трофистов» об удивительных красотах и невероятных приключениях, встречающихся по дороге к этому прекрасному озеру. Вообще-то рассказам и байкам любителей экстремальной езды позавидует любой матерый охотник или рыбак. Но это – отдельная тема.

– Снег на перевале растает в конце июля. Так что в первые выходные августа можем планировать вылазку, – предложил всегда рационально мыслящий Серега Устинов.

– Только выдержит ли мой «козлик»? – вздохнув, он бросил взгляд на подаренный друзьями старенький Suzuki-250.

А у меня промелькнула мысль: «Выдержу ли я? Хватит ли полученного всего за пару месяцев опыта езды на мотоцикле для преодоления бурных рек и серпантинов, усеянных острыми камнями и проходящих в одном месте на высоте более четырех тысяч метров?»

Но выяснить это можно лишь одним способом: отправиться ранним августовским утром к оправленной белоснежными вершинами Тянь-Шаньских гор голубой жемчужине Киргизии.

Впервые темные воды Иссык-Куля я увидел в январе 1989 года, когда будучи лейтенантом Советской Армии, командиром разведывательного взвода, я оказался на южном побережье озера, в санатории Среднеазиатского военного округа. Тогда после двух месяцев, проведенных в палатах алматинского госпиталя, я не мог надышаться кристально чистым воздухом, налюбоваться замерзшими водопадами и насладиться водным простором в обрамлении гор. Но санаторий – он санаторий и есть. Теперь же меня ждала поездка совсем иного рода.

И вот мы уже на выезде из Алматы, у подножья гор Алатау. На календаре – 2 августа. В рюкзаке – пластиковые бутылки с бензином, сменная одежда, шоколадные батончики и энергетические напитки. В кармане – паспорт, права и деньги, завернутые в целлофан. В душе – легкая тревога и предчувствие приключений!

От предложения Алексея – перенести поездку на следующие выходные – мы с Серегой отказались. Вернее, мы сказали, что поедем и сейчас, и через неделю. Уж слишком долго мы ждали этого дня!

Позавтракав манной кашей с чаем в круглосуточном кафе, проверив все снаряжение, мы отправились в неизвестность по дороге, похожей на желтую сужающуюся ленту, скрывающуюся среди заснеженных склонов.

Вот и первые крутые подъемы, сменяющиеся не менее сложными спусками по коварным камням. А вот и речка, называемая в узком кругу «промочи ноги». Верное название: воды с утра в ней мало, а ноги после форсирования у нас все равно мокрые.

Через двадцать минут – неописуемое зрелище: долина реки Чон Кемин.  Слева и прямо – заснеженные вершины,  справа – уходящее в пелену горизонта русло реки, внизу – широкий серый каньон, окруженный  зелеными лугами.

– Нормально так!!! Михалыч, мы куда поперлись? Как будем реку переезжать?

– Спустимся – решим, – неуверенно ответил я, почувствовав приближение настоящих трудностей в нашем путешествии.

Скатившись по крутому серпантину, мы подъехали к реке. Найдя мелководье в месте разлива, мы без особых сложностей переправились на противоположный берег. Ранним утром вода в реке была прозрачной и довольно-таки спокойной.

– Ну что, это и есть «трудно проходимая» река? – вспомнив рассказы о коварстве Чон Кемина, радостно воскликнул я.

– «Задней» нет! Вперед, на Иссык-Куль! – прокричал Серега, срываясь с места и оставляя за собой мокрый след на гладких камнях.

«Задней» нет!!! Сколько раз я буду слышать этот боевой клич от разных людей, знакомых и чужих, молодых и зрелых, знаменитых на весь мир гонщиков и простых любителей, имеющих один общий диагноз – «жажда приключений».

Можно попытаться описать ощущения, полученные во время прохождения на большой скорости грунтовых участков дороги, серпантинов, находящихся на одной высоте с вечными ледниками, от знакомства с живущей в горах все лето семьей киргизского чабана Баке. Достойны упоминания символические ворота на вершине перевала Кок-Чарык, сооруженные непонятно для чего на высоте четырех тысяч метров и увенчанные пафосным высказыванием бывшего руководителя Киргизии о значимости данной «дороги» в деле объединения соседних народов. А как захватывает дух от панорамы прекрасного озера, открывающейся во время спуска по зыбкой каменистой тропе, расчищенной от завалов энтузиастами!

Да, можно попытаться описать все это. Но для тех, кто хотя бы раз совершил такой переход, даже самые изысканные эпитеты и яркие метафоры покажутся бледной тенью увиденного своими глазами и услышанного сердцем.

Искупавшись в бодрящих водах Иссык-Куля, перекусив в придорожном кафе и заправив мотоциклы, мы двинулись в обратный путь.

Пройдя практически полдороги, решили немного передохнуть в юрте чабана.

Постояв немного перед узким спуском к сезонному жилищу настоящего кочевника, я направил мотоцикл навстречу Баке. Замешкавшись, Сергей остался стоять на горке. Вдруг со всех сторон ко мне бросился десяток собак, разбуженных рокотом двигателя. Кавказские и немецкие овчарки вкупе со здоровенными дворнягами, они, видать, решили выслужиться перед хозяином, и теперь быстро сокращали разделявшее нас расстояние.

«Во попал! – промелькнуло в голове. – Слишком узко для разворота – не успею».

И, повернув до отказа ручку акселератора, я направил мотоцикл навстречу разъяренной стае.

Скорость была  слишком высокой, чтобы собака могла укусить. Подъезжая к бурной горной реке, я притормозил, но, услышав рычание и лай бегущей за мной стаи, снова прибавил газ и буквально влетел в воду. Выехав на грунтовую дорогу на другом берегу, я подумал, что сумел оторваться от погони. Но оглянулся и увидел догонявшую меня немецкую овчарку. Пришлось снова дать по газам. Лишь через километр настырный пес понял, что мотоцикл ему не догнать, и отстал.

В лагерь я возвращался с опаской. И увидел, как Баке, его жена и мой верный спутник Сергей от души смеются надо мной и головокружительной погоней. «Грозная» стая мирно лежала неподалеку, и мне показалось, что собаки тоже смеются, высунув свои розовые языки.

– Не бойся, подъезжай и заходи в юрту! – улыбаясь, сказал кочевник-киргиз.

Кумыс, плов и чай из горных трав утолили голод и жажду. Взяв с собой в дорогу по литровой бутылке кумыса и жира горного сурка, поблагодарив семью гостеприимных пастухов, мы продолжили путь. В горах, а точнее, в ущелье темнеет очень быстро. Солнце уже начинало прятаться за грядой вершин. Мы сделали небольшую остановку, чтобы нарвать эдельвейсов, и двинулись дальше. Подъехав к реке Чон–Кемин, остановились на вершине утеса. Спокойная и прозрачная еще утром река теперь превратилась в бурный светло-серый селевой поток.

Присмотрев, как мне показалось, подходящее место для переправы, я оглянулся в сторону Сергея и, стараясь перекрыть шум взбесившейся воды, воскликнул:

– «Задней» нет!!!

И бросился вперед. Ближе к середине ревущий поток усилился, и вскоре мотоцикл полностью скрылся под водой. Я не смог его удержать! Мощное и очень холодное течение уносило меня вслед за машиной. Кое-как мне удалось догнать ее и вцепиться в руль. Собрав все силы, я подтащил мотоцикл к берегу и рывком выдернул его на сушу.

Сергей перебрался через реку проще – он выбрал более удачное место для перехода и, ступая рядом с мотоциклом, подгазовывая на первой передаче, без особых сложностей оказался на противоположном берегу.

Все попытки завести мой мотоцикл оказались тщетны. А тащить «Ямаху» на буксире (короткой веревке), зацепив за Серегин «Сузуки», по камням да еще ночью было довольно-таки опасно.

Я достал из рюкзака завернутые в целлофан спортивный костюм и кроссовки. Сухая одежда и обувь хоть немного согрели. Опустился туман, и вскоре пошел редкий снег. ­­

– Садись на мой мотик и езжай к плотине – там есть спасатели, – сказал Серега после очередной попытки завести мою «утопленницу».

30 километров в горах сквозь дождь и снег я преодолел без особого труда. Лишь руки очень замерзли.

Выехав за плотину, я увидел чеэсовский уазик–«таблетку». Объяснив ситуацию, мягко говоря, нетрезвому водителю по имени Ахмед и обсудив с ним «цену спасения друга и эвакуации техники», я забрался внутрь машины. Сделав несколько глотков вина прямо из бутылки, водитель представил сидевших в салоне двух женщин. Это были его жены. Я не стал уточнять, кто из них бывшая, а кто –  нынешняя. Прибавив звук в магнитофоне, Ахмед направил уазик в темноту гор. Ударяясь о камни, машина прыгала по узкой дороге, вызывая восторг подвыпившей компании. Но эта скачка не прошла даром: булыжник перебил трубку тормозной системы, и рабочим осталось только переднее правое колесо…

Когда мы все-таки добрались до места, где нас ждал Сергей, пришлось снять сидения внутри уазика, чтобы запихнуть мотоцикл через боковую дверь – задняя «распашонка» не открывалась вовсе. А на обратном пути перед затяжным подъемом в машине вырвало основной карданный вал. Пришлось нам толкать злополучную «таблетку», которая с трудом карабкалась вверх на одном переднем мосту.

Добравшись до плотины и выгрузив мотоцикл, мы с Сергеем решили спуститься в город. Веселая семейка осталась до утра в домике у плотины. Записав адрес Ахмеда, чтобы днем отблагодарить его, я вытолкнул мотоцикл на дорогу и начал спуск в город – домой! Сергей ехал в нескольких метрах позади, освещая фарой своего «Сузуки» горную дорогу. Шел проливной дождь, но по мере того, как мы спускались все  ниже, температура повышалась. Плюс ко всему после очередной попытки запуститься «с толкача» «Ямаха» издала долгожданный рокот двигателя.

Добравшись домой и приняв горячий душ, я выдавил  в столовую ложку жир сурка, проглотил сей деликатес и запил стаканом водки. Озноб, появившийся от переохлаждения и усталости, понемногу утих. Укрывшись теплым одеялом, я быстро уснул. Открыл глаза в час дня. Ломило все тело. Но главное, я не заболел!

Позавтракав, сел в машину и отправился расплачиваться с Ахмедом.

Подъехав к дому в предгорном поселке, я увидел искореженный и приплюснутый автомобиль, похожий на уазик нашего бесшабашного спасателя. Я подошел к воротам и прокричал:

­– Хозяин!

– Че орешь? Толкай калитку – там открыто, – прохрипел сидящий на ступенях, ведущих в одноэтажный домик, мужчина, окутанный белым облаком сигаретного дыма. Его левая рука была согнута в локте и замотана платком.

Из дома вышла одна из вчерашних спутниц спасателя.

– Говорили мы ему: «Давай на плотине заночуем», – нарочито писклявым голоском начала она свой рассказ. – Так неееет же, он поперся по темнякам домой!

Мужчина прикурил еще одну сигарету и, не поднимая глаз, пробурчал:

– Скользко было!

Из рассказа женщины я понял, что, передумав оставаться в домике на плотине, любвеобильный Ахмед решил спуститься с гор, несмотря на проливной дождь и скользкую извилистую дорогу. На одном из поворотов он зазевался, а поскольку машина тормозила лишь одним колесом, то ее занесло на мокрой глине. Завалившись на бок, уазик заскользил вниз. Ударившись о камень, он стал кувыркаться и остановился все на той же дороге, но на один виток серпантина ниже.

– Хе-хе, срезал немного, сэкономил на повороте, – уже гораздо веселей просипел Ахмед. – Ничего, машина казенная – новую дадут. Где они еще найдут дурака за такие гроши пахать? Так что не смогут они без меня.

Он глубоко затянулся сигаретой, и тихо, уже без всякой бравады добавил:

– Да и я без гор не смогу...

Разглядывая искореженную «таблетку», я вспомнил прошедшую ночь: как мы нависали над самым краем пропасти, и меня нес бурный поток, а холод сковывал тело.

– С горами шутить нельзя. Горы нужно уважать! – подытожил Ахмед.

Собираясь на горные тренировки или же перед высотными этапами соревнований в Марокко, Румынии, Аргентине и Чили, я всегда вспоминал эти слова: «Горы нужно уважать!»

_________________

продолжение будет опубликовано в следующие выходные

Автомобильное Бюро Sport-Engine начало свою работу весной 2010 года – и с тех пор мы стараемся предоставлять нашим клиентам и читателям максимально полную и интересную информацию. Автомобили, процесс их создания, жизни и борьбы на гоночных трассах, история и легендарные личности мира моторов, тренды, ощущения от вождения – вот то, чем живем мы и чем готовы поделиться с Вами.

Если стиль и качество нашей работы вызвали у Вас интерес в плане сотрудничества, пишите на bugaev@sport-engine.com

Искренне надеюсь, что Вам у нас понравится.