Вадим Притуляк. Мой Дакар (часть 2)

01 апреля 2012
(0 голосов)
Author :

С учетом пролога, это - третий материал из цикла "Выходные на Sport-Engine. Вадим Притуляк. Мой Дакар"©, в рамках которого мы в полном объеме опубликуем книгу первого украинца, который покорил Дакар на мотоцикле.

Вторая порция коктейля, состоящего из медицинского спирта и лимонада, была разлита в граненые стаканы в классических алюминиевых вагонных подстаканниках.

– Значит, причина схода – проблемы с двигателем, – подбирая технически правильные слова, сказал Андрей. – А как вы добираетесь до первого старта, как отправляете мотоциклы? Как техника обратно идет?

– Техникой занимается обслуживающий персонал – механики, менеджеры. Задача гонщиков – дойти до финиша. Мы прилетаем за 5–6 дней до старта, чтобы пройти все проверки и адаптироваться.

Я достал пачку сигарет и вышел в тамбур. Мысли о Дакаре взбодрили окончательно, спать уже не хотелось. Курил, смотрел в пыльное вагонное окно и не замечал проплывавших мимо в темноте домов, деревьев и полустанков – вспоминал свой первый прилет в Аргентину.

Airbus-330, перевалив через Атлантический океан, подлетал к Буэнос-Айресу. Вечерние огни огромного города уходили за горизонт. Самолет мягко коснулся взлетно-посадочной полосы и подрулил к терминалу.

Получив багаж и выйдя из зоны досмотра, я буквально остолбенел: в синей камазовской футболке, с рюкзаком за плечом стоял Володя Чагин. Он прилетел на 30 минут раньше рейсом из Панамы и встречал меня, как и договаривались. А сразило меня вот что: в руках Володя держал листок бумаги, на котором был нарисован прямоугольный предмет, похожий на кирпич и изображавший, по всей видимости, национальную гордость Украины – шмат сала. Сверху красовалась надпись: «ХОХОЛ».

Мы дружески обнялись, обменявшись шутками по поводу рисунка и надписи. Я чувствовал на себе доброжелательные взгляды гонщиков и механиков различных команд, также прилетевших на ралли Дакар-2009. Володю Чагина, многократного победителя Дакара, знал каждый из них. И я в очередной раз всей кожей ощутил родство с этой кастой безбашенных людей, по доброй воле отправляющихся на самую известную в мире гонку на выживание.

Гостиница команды «КамАЗ–Мастер» была всего в двух кварталах от места проживания моей команды – Team Honda Europe. Мы уселись в такси на заднем сидении, Володя достал из рюкзака небольшую бутылку текилы и на манер булдаковского киногероя емко сформулировал:

– Ну, за приезд!

Поочередно отпивая жгучий напиток, мы добрались до центра Буэнос-Айреса. Вдоволь наговорившись и перекусив в маленьком кафе, отправились отдыхать каждый в свою гостиницу.

Довольно уютный номер, предназначенный для меня и поляка Криса, находился на пятом этаже. А поскольку Крис большую часть времени проводил в апартаментах, снятых на время ралли для его тещи, жены и ее брата, места для подготовки моей экипировки было предостаточно.

Рано утром мы всей командой отправились для получения техники в порт, за полторы сотни километров от города. Наши новенькие «Хонды» завелись без проблем, и ближе к обеду мы уже были на территории студенческого городка, огороженного для подготовки техники. Проверив с механиком состояние мотоцикла, я прилепил на него с двух сторон надпись «NO SPONSORS».

Весь следующий день, 31 декабря 2008 года, мы проходили административные проверки: наличие лицензий и других документов, отметок о посещении лекций по изучению навигационной аппаратуры, соответствие защитной экипировки требованиям организаторов и так далее. И только после этого к нашим курткам прикрепляли номера. Мой мне понравился – 80.

У выезда из ангара, где проходила проверка, я встретил Вадима Нестерчука. Украинский гонщик не успел подготовить свой «Мицубиси» к Дакару и решил участвовать на квадроцикле – можно себе представить, насколько велико было его желание испытать себя в Больших Гонках. Но из-за отсутствия лицензии от Международной  мотоциклетной федерации на участие в ралли, к Дакару он допущен не был. Что ж, даже у гонок на выживание есть правила!

Оставив мотоцикл в закрытом парке (до начала марафона уже никто не имел права прикасаться к технике), я пошел готовиться к встрече Нового года. И к пяти часам вечера уже был в отеле, где расположилась команда «КамАЗ–Мастер».

– Мы собрались сегодня на Южно-Американском континенте, так как не смогли бы остаться дома, зная о том, что наши друзья и соперники отправляются в увлекательное  приключение, именуемое Дакаром. Пусть другие смотрят на нас по телевизору, лежа на диване, завидуя или осуждая, восторгаясь нашими успехами или не понимая нашего увлечения, – начал свое выступление Семен Семенович Якубов, хозяин команды «КамАЗ–Мастер».

Встретив новый 2009 год по московскому времени бокалом шампанского, мы сели в комфортабельный автобус и отправились на окраину Буэнос-Айреса, в район, где, по утверждению местных жителей, зародилось аргентинское танго.

Снаружи большой ангар совсем не походил на ресторан. Зато внутри все выглядело нарядно. Красное вино и жареное на вертеле мясо, зажигательное танго под живой оркестр, выступление индейцев на лошадях – все это произвело незабываемое впечатление. В гостиницы мы вернулись под утро. До официального старта оставалось два дня.

Первого января после обеда я узнал от менеджера команды «Хонда Европа», что во время празднования Нового года произошла драка между двумя участниками нашей команды и местными жителями. Для Томаса, гонщика из Голландии, инцидент закончился плачевно: сломанная челюсть и сотрясение мозга практически исключали возможность его участия в Дакаре. Механик Пит, телосложением и выражением лица похожий на питбуля, отделался синяком под глазом.

Все следующее утро я занимался покупкой сувениров и разных мелочей, необходимых для гонки. После обеда участников ралли собрали для объявления маршрута, правил и условий гонки. В конце собрания, по традиции, самый молодой гонщик зачитал клятву участника Дакара.

Все. Завтра – торжественный старт.

Рано утром я проснулся, ощутив симптомы простуды. Забежав в парикмахерскую, коротко постригся. Добираться в закрытый парк, где находилась вся техника, пришлось нелегко. Буэнос-Айрес ожил после празднования Нового года, и, казалось, все его жители вышли на улицы, чтобы увидеть наши громко рычащие, разукрашенные яркой рекламой мотоциклы, багги, джипы и грузовики.

Аргентинцы – самая благодарная публика в мире. На каждом шагу раздавались их приветственные крики и свист. Пока я ждал своей очереди, чтобы заехать на подиум, ко мне подошел худощавый человек с микрофоном и задал несколько вопросов. Прослушав мои ответы, он попросил повторить все на камеру в прямой эфир шести национальных каналов Аргентины.

И вот мое имя, страну и команду, за которую выступаю, объявили на всю площадь. Аккуратно спустившись с подиума, я направился обратно в закрытый парк. Но ехать пришлось очень медленно: множество людей вышли на проезжую часть и пытались поприветствовать каждого участника ралли, прикоснувшись к мотоциклу или самому гонщику. То и дело нас просили остановиться, чтобы сделать фото на память.

Оставив мотоцикл в закрытом парке, я с трудом добрался до гостиницы. Нужно хорошенько выспаться. Завтра в 5 утра – уже настоящий старт!

Утро третьего января. От закрытого парка до старта – 200 километров. Первый спецучасток – 375 км. Такого длинного первого СУ в истории Дакара еще не было. Маршрут проложен между частными земляными владениями – ранчо, огороженными рвами и заборами. Дорога узкая, с множеством поворотов. Из-за пыли трассу видно очень плохо.

На прямике я достигаю скорости 157 км/час. На двухсоткилометровом отрезке обошел около двадцати гонщиков. Примерно 5 обогнали меня.

Внезапно возникли проблемы с подачей топлива. Скорость пришлось снизить до минимальной.

Через 230 км после старта – контрольный пункт и дозаправка для мотоциклов.

Толкая «Хонду» к грузовику-заправщику, замечаю Криса.

– Кшишек? Не вем цо сталось з моторэм.

– Вадим, извини, я вчера перекрыл кран передних баков и забыл тебе сказать об этом, – признался поляк, открыл кран, сел на свой мотоцикл и направился к линии старта.

«Слава Богу, ничего серьезного», – подумал я и успокоился. Заправил баки, умылся, перекусил и стал ждать продолжения гонки.

Отведенные на дозаправку 15 минут истекли. Но судья, подзывая к линии старта гонщиков, жестами давал понять, что моя очередь еще не подошла. А время шло. Я спрыгнул с мотоцикла, снял очки и подбежал к судье:

– В чем дело? Я здесь уже около получаса!

Судья стал судорожно искать мою контрольную карту, которую я сдал при въезде в зону заправки. В суматохе первого дня она была потеряна! Написав какие-то цифры на куске бумаги, спешно вырванном из записной книги, и вложив его в кармашек на сидении «Хонды», судья выпустил меня на маршрут.

Выругавшись по-русски, я рванул ручку газа. Виляя задним колесом, мотоцикл понес меня к финишу первого этапа ралли.

Задержка в зоне заправки сполна добавила нервозности в мой первый боевой день на Дакаре. Стараясь компенсировать потери во времени, я начал рисковать.

Впереди идущий мотоцикл оставлял густое облако пыли, которое висело в воздухе из-за отсутствия ветра.

Нас предупреждали о большом количестве поворотов в 90 градусов, не указанных в легенде, и все же я решаюсь на обгон вслепую. Догоняю передний мотоцикл на скорости около 140 км/час. Но как только я поравнялся с соперником, и пыль рассеялась, увидел невеселую картину: слева на обочине и метрах в ста передо мной находились десятки зрителей. Это означало, что впереди тот самый необозначенный поворот в 90 градусов.

Тормозить – бесполезно. Слой пыли толщиной в 5-7 сантиметров все равно, что слой масла на асфальте. Повернуть на такой скорости я не смогу. И потому решаюсь «положить» мотоцикл на левый бок и вместе с ним скользить до тех пор, пока мы с «Хондой» не остановимся перед оврагом или не окажемся в нем...

Остановились в овраге. Где земля, где небо? Как только пыль осела, и я начал поднимать мотоцикл, со всех сторон раздались аплодисменты, одобрительные возгласы и свист. Двигатель завелся без проблем. Я выбрался из оврага. Аплодисменты и выкрики не смолкали. Переполненный эмоциями, я поставил «Хонду» на подножку, поднял левую руку вверх, правую прижал к сердцу и воскликнул:

– Спасибо, братцы!

Когда до финиша оставалось километров 20, на мотоцикле сработал сентинель – прибор-сигнализатор обгона. В это время я как раз менял полосу движения с левой на правую и вежливо прижался к правой кромке дороги. Но «Мицубиси» Петранселя  совершал обгон на скорости около 180 км/час именно справа! Спасибо, «Петя», что ты вовремя ушел в кювет, успешно выскочил из него и тем самым избежал столкновения со мной. На финише я поблагодарил Петранселя кивком головы. Он ответил тем же. Не до сантиментов.

Я принимал участие во многих ралли, но в первый же день на не самом сложном этапе южноамериканского Дакара я понял: здесь все гораздо сложней и опасней, чем я предполагал.

Подъехав к джипу, рядом с которым стояли механики и финишировавшие участники нашей команды, я попросил сигарету, хоть давно уже не курил.

– Что они делают? – Хотят нас всех поубивать? – Это кошмар! – наперебой делились впечатлениями от первого этапа мотоциклисты.

Первый лагерь находился недалеко от городка с романтичным названием Санта-Роза де Ла Пампа. Наличие зеленой травы на огромной поляне, выделенной для устройства бивака, говорило о том, что все еще впереди, что коварные пустыня и горы ждут нас.

Перед стартом второго этапа пришлось заменить неисправный навигационный прибор – GPS, что немного добавило мне нервозности.

Я рассматривал стоящих впереди гонщиков, готовящихся раствориться в облаке пыли. Мотоциклисты стартуют по парам через каждые 30 секунд. Я обратил внимание на редкий среди «Хонд», «Ямах» и КТМов мотоцикл «Априлия». Судья отсчитал пальцами 5 секунд, и пара рванула с места, обдав меня и соседа мелкими камнями и песком.

Теперь наша очередь. 5, 4, 3, 2, 1 – старт!

Я попытался вырваться вперед, дабы не глотать пыль за соперником. Но он агрессивно шел рядом, отставая всего на полкорпуса. Опасные крутые повороты не давали нам набрать скорость. Внезапно колеса моего мотоцикла попали в узкую и очень глубокую колею с  твердой ступенью в конце. Жесткий удар передним колесом об эту ступень бросил меня лицом на навигационные приборы, в то время как ноги подлетели вверх. Каким-то чудом «Хонда» сохранила вертикаль, а я, приземлившись на место, с трудом удержал руль. Мой сосед-соперник стремительно уходил вперед.

Получив приличную порцию адреналина, я продолжал движение намного медленней.

Спустя несколько минут я увидел впереди двоих местных жителей, энергично размахивающих руками. Я сбросил скорость, понимая, что произошло что-то серьезное.

Справа от дороги на заборе из проволоки висел мотоцикл Yamaha моего соседа-напарника. Сам он, не шевелясь, лежал на обочине. Слева, под деревом в неестественной позе раскинулся хозяин стартовавшей перед нами «Априлии». Сам мотоцикл валялся метрах в десяти.

А на дороге виднелась такая же глубокая колея, как и та, что заставила меня снизить скорость. Она-то, по всей видимости, и стала причиной столь жесткого столкновения.

Я бросился к мотоциклисту слева. Он был без сознания. Я расстегнул и осторожно снял с него шлем. Закрытые глаза и неподвижный рот. Я подбежал к его мотоциклу и нажал на красную кнопку на иритраке – приборе спутниковой связи с организаторами ралли.

Повернувшись ко второму пострадавшему, я увидел спешащих на помощь медиков. Они выбежали из «Лэнд-Крузера», по счастливой случайности оказавшегося совсем рядом. Врачи жестами показали мне, что я могу продолжать движение, они справятся сами.

Я попытался выбрать оптимально безопасную скорость. Понимая, что чем медленнее двигаться, тем больше будет потеряно времени и сил, я постепенно наращивал темп.

Пройдя более 240 км от старта, я пересек железнодорожный переезд и пропустил правый поворот.   Развернувшись, подъехал к нему и остановился. Впереди открылась невеселая картина: практически по колени в пыли на протяжении 300 метров стояли с десяток мотоциклистов. Некоторые из них пытались сдвинуть с места свои машины.  Двигатели ревели, столбы пыли поднимались из-под задних колес высоко вверх, но продвижения практически не было.

Я понимал, что единственный выход – это преодоление пыльной ловушки «ходом». Остановка в пыли грозила потерей сил, времени, а, возможно, и сходом с соревнований. Вдоль ловушки рос высокий кустарник. И я решил рискнуть: пройти на скорости 50-60 км/час по твердой кромке, отделяющей кустарник от пыльного «котла». Именно рискнуть: малейшая ошибка, и я мог зацепить кустарник, что чревато падением.

Мой расчет оправдался, я прошел этот пыльный котел. Но, свернув после него влево, я увидел такую же точно ловушку, только немного уже и длиннее. По сторонам – крутые склоны, покрытые все тем же кустарником. Единоборства с фэш-фэшем не миновать. Я рванул с места, поднялся на ноги, и переднее колесо мотоцикла врезалось в глубокую, мелкую, как пудра, пыль.

Только не останавливаться!

– Давай, давай, малышка!!! – кричал я во все горло своей «Хонде».

В некоторых местах мотоцикл бросало из стороны в сторону. Еще, еще! Есть!  До финиша остается каких-то 22 км жесткой трассы.

Все! Финиш!

_________

продолжение будет опубликовано в следующие выходные

Автомобильное Бюро Sport-Engine начало свою работу весной 2010 года – и с тех пор мы стараемся предоставлять нашим клиентам и читателям максимально полную и интересную информацию. Автомобили, процесс их создания, жизни и борьбы на гоночных трассах, история и легендарные личности мира моторов, тренды, ощущения от вождения – вот то, чем живем мы и чем готовы поделиться с Вами.

Если стиль и качество нашей работы вызвали у Вас интерес в плане сотрудничества, пишите на bugaev@sport-engine.com

Искренне надеюсь, что Вам у нас понравится.